Главная Карта сайта Поиск 
Навигация

Оффшоры

Аккредитация




Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность


Правовое регулирование государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность

Процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также лицензирование их деятельности — необходимое условие для осуществления законной предпринимательской деятельности.

В соответствии с российским законодательством под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются “акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях”.

Под лицензированием понимаются “мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий”.

Особенности государственной регистрации некоторых юридических лиц и лицензирования отдельных видов деятельности могут устанавливаться, помимо общих законов, специальными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. Более того, выдача лицензий на отдельные виды деятельности осуществляется только в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами. Так, например, в соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и постановлением Правительства РФ “Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам” данная Федеральная служба осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. К таким видам деятельности в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” относятся порядка 20 видов деятельности. Среди них, в частности, деятельность кредитных организаций, биржевая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и некоторые другие виды.

Грамотное построение и четкое правовое регулирование процедур государственной регистрации и лицензирования - одно из условий стабильности экономики любого государства. Например, от правильного выбора механизма регистрации и лицензирования кредитных организаций и от принятия тех или иных решений в данной сфере может прямо зависеть стабильность всей банковской системы страны.

Кстати, вопрос о государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности в различных странах решается по-разному. “Государственную регистрацию может осуществлять специально для этого созданный орган (например, в США, Франции), иногда- центральный банк. Не исключаются варианты, при которых государственную регистрацию осуществляет орган исполнительной власти, а лицензии выдает центральный банк”. Специфическая система государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций существует в Новой Зеландии. “С января 1996 года введен новый дерегулируемый режим банковского надзора.... Такая система возлагает ответственность за состояние финансового учреждения на его директоров, ... которые должны следить за соблюдением правил регистрации банков”. Таким образом, существуют различные механизмы реализации процедур государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности.

Особый порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности существует и в Российской Федерации. Он регламентируется, прежде всего, названным выше Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”, Инструкцией ЦБ РФ “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности”, а также иными нормативно-правовыми актами.

Статья 59 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” гласит: “Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций..., выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отбывает их”.

Здесь же необходимо заметить, что Банк России не является федеральным органом исполнительной власти и вообще де-юре (de jure) государственным органом, что несколько противоречит законодательному определению понятия государственной регистрации. “Центральный банк и по закону, и по логике экономических отношений должен представлять банковскую систему на государственном уровне: он должен быть представителем банковской власти в системе разделения властей. Это означает, что на вершине всего построения денежной власти находится Центробанк — главный центр денежной власти. Речь идет о фактическом положении, которое определяет его место и роль в системе осуществления государственной власти в России. Однако Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти”.

В целях осуществления контроля за деятельностью кредитных организаций Банк России ведет Книгу учета государственной регистрации кредитных организаций. За государственную регистрацию взимается государственная пошлина. В соответствии со статистическими данными на 1 января 2005 г. было зарегистрировано 1516 кредитных организаций, из них — 1464 банка. Динамика изменения количества кредитных организаций за последние 3 года отражена в табл. 1.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации только после ее государственной регистрации. За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии Банком России взимается лицензионный сбор, размер которого не должен превышать 1 % от объявленного уставного капитала кредитной организации. Лицензия выдается на неограниченный срок. В ней указываются банковские операции, на осуществление которых имеет право получившая ее кредитная организация.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности” зарегистрированным кредитным организациям могут быть выданы лицензии следующих видов: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций; лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции. Выданные Банком России лицензии подлежат учету в Реестре выданных лицензий. Данный Реестр подлежит опубликованию в “Вестнике Банка России” не реже одного раза в год.

Таблица 1. Динамика изменения количества кредитных организаций, зарегистрированных Банком России

Количество кредитных организаций

Дата, на которую представлены статистические данные

01.01.2002

01.01.2003

01.01.2004

01.01.2005

Банков

1953

1773

1 612

1464

Небанковских кредитных организаций

48

53

54

52

Всего:

2 001

1 826

1 666

1516

Под лицензированием понимается не только процедура получения лицензии. Классическая система лицензирования деятельности банков включает следующие основные элементы:

  • лицензирование деятельности вновь создаваемых кредитных организаций (о чем достаточно подробно было рассмотрено выше); лицензирование деятельности действующих кредитных организаций в части получения дополнительных лицензий;
  • контроль за созданием и деятельностью обособленных и внутренних подразделений кредитных организаций;
  • контроль и регистрация изменений в структуре собственности кредитной организации, величины ее уставного капитала, любых изменений в учредительных документах кредитной организации;
  • проверка правомерности участия в уставном капитале кредитной организации: деловая репутация учредителей, происхождение средств, используемых для формирования уставного капитала, финансовая устойчивость участников капитала.

Оценивая существующий порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций в России, необходимо отметить, что по этому поводу существуют различные мнения. Все они, так или иначе, связаны с предложениями по адаптации различных (названных выше) механизмов осуществления данных процедур применительно к российской действительности. Пожалуй, самые радикальные взгляды поданному вопросу сводятся к тому, что “в условиях России государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций должна производиться не Банком России, а специально созданной правительственной организацией — Банковской комиссией... Ее подразделения в экономических регионах России могли бы ускорить и повысить качество регистрации, лицензирования и отзыва банковских лицензий с учетом запросов реальной экономики... Такой подход был бы более правильным с точки зрения разделения властей и укрепления законности в банковской системе”.

Необходимо отметить, что по вопросу государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности существует определенный отечественный опыт. Вполне понятно, что речь идет не о советском, а о дореволюционном периоде. “На основании постановления устава кредитного о порядке осуществления частных и общественных кредитных установлений (акционерных банков, обществ взаимного кредита, поземельных банков, городских кредитных обществ, частных ломбардов, ссудно-сберегатсльных товариществ, земских кредитных установлений и городских общественных банков) для открытия действий всех этих учреждений требуется предварительное рассмотрение и утверждение подлежащего властью (министром финансов или по его согласию с министром внутренних дел) представленного учредителями проекта устава”. А в соответствии “с пунктом 4 статьи 1 правил о порядке открытия и содержания ссудных касс... лицо, желающее заниматься выдачей ссуд под заклады, обязано испросить на то разрешение: в Санкт-Петербурге - у градоначальника, в Москве и Варшаве — у обер-полицмейстера, а по ос-тальным городам — у губернатора или градоначальника”. Таким образом, необходимо отметить, что в дореволюционной России существовал сравнительно упрощенный порядок государственной регистрации кредитных организаций. Отчасти это способствовало бурному развитию банковской системы в России в начале XX века, о чем свидетельствуют статистические данные, приведенные в табл. 2.

Для формирования четкого механизма государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций необходимо заимствовать как зарубежный, гак и отечественный опыт с учетом существующих экономических реалий развития государства. Причем для большей эффективности государство должно устанавливать как регулятивные, так и охранительные нормы в данной сфере. К последним относятся нормы финансовой ответственности для юридических лиц (Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”), а также гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности для физических лиц.

История развития российского законодательства показывает, что меры уголовно-правовой ответственности претерпели существенные изменения вслед за изменением банковского законодательства.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в ред. 1885 г., а также Уголовное уложение 1903 г. содержали достаточно широкий перечень статей с описанием конкретных составов экономических преступлений, которые включались в различные разделы Особенной части.

В гл. XII Уложения о наказаниях содержались составы преступлений, регламентирующие ответственность за нарушение постановлений о кредите. В частности, в ст. 1152 Уложения о наказаниях было установлено: “За открытие частного банка без дозволения правительства или без соблюдения предписанных законом для сего правил, виновные, сверх закрытия сего заведения, подвергаются денежному взысканию не выше 500 рублей”.

В гл. XVI Уголовного уложения 1903 г. содержались составы преступлений, устанавливающие ответственность за нарушение постановлений о надзоре за промыслами и торговлей. Статей 318 этого уложения было установлено: “Виновный в открытии без соблюдения установленных правил или без надлежащего разрешения:

  1. торгового или промышленного товарищества;
  2. частного или общественного кредитного установления, банкирского заведения или меняльной лавки;
  3. комиссионерской или справочной:
  4. ссудной кассы

наказывается арестом или денежною пенею не свыше 500 рублей”.

В соответствии с Декретом ВЦИК от 14 декабря 1917 г. “О национализации банков”: “В интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения “банковой” спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации “банковым” капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого народного банка Российской Республики, ЦИК постановляет: 1) Банковое дело объявляется государственной монополией; 2) Все ныне существующие частные акционерные банки и банкирские конторы объединяются с Государственным Банком....”. А в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 26 января 1918 г. “О конфискации акционерных капиталов бывших частных банков”: “Акционерные капиталы бывших частных банков (основные, резервные и специальные) переходят к Государственному Банку Российской Республики на основах полной конфискации... Все банковские акции подлежат немедленному представлению нынешними держателями в местные отделения Государственного Банка... Всякие сделки и акты по передаче банковских акций безусловно запрещаются. Участники этих запрещенных сделок и актов караются тюремным заключением на сроки до 3-х лет”. Таким образом, уголовное законодательство советского периода не могло содержать положений об ответственности за незаконную банковскую деятельность.

Таблица 2. Число банков и филиалов по состоянию на 1914 г.

Банки и филиалы

Государственный банк

Акционерные банки

Общества взаимного кредита

Городские банки

Всего

Число банков

1

50

1108

761

1476

Число филиалов (вт. ч. за границей)

136

778

-

_

914

Серьезные изменения в этой сфере произошли с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Частью 1 ст. 172 УК РФ уголовная ответственность была установлена за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. В 2003 г. в статью дважды вносились изменения Федеральным законом от 11.03.2003 № 30-ФЗ и Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ. Последние изменения касались главным образом санкций данной статьи: наказания за данное деяние были значительно увеличены.

Норма ст. 172 УК РФ является специальной по отношению к норме ст. 171 УК РФ, а состав преступления, предусмотренный данной статьей УК РФ, — специальный в отношении состава незаконного предпринимательства. “Незаконная банковская деятельность есть специфическая разновидность предпринимательской деятельности”. Предполагается, что факт выделения в самостоятельный состав преступления — незаконной банковской деятельности

- свидетельствует о важности охраны соответствующих общественных отношений на данном этапе экономического развития. Об этом же свидетельствует ужесточение санкций данной статьи на фоне общей политики гуманизации уголовного закона.
“Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что его совершение нарушает установленный порядок ведения банковской деятельности, а также причиняет существенный вред материальным интересам граждан и юридических лиц, пользующихся банковскими услугами”.

Объектом данного преступления является установленный законом порядок осуществления банковской деятельности. Объективная сторона характеризуется следующими действиями: 1) осуществление банковской деятельности без регистрации или 2) осуществление банковской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда оно обязательно, или 3) осуществление банковской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. Названные выше действия образуют состав преступления, если сопряжены с причинением ущерба гражданам, организациям или государству или с извлечением прибыли в крупном размере, т. е. “в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей”. Весьма интересным является тот факт, что в диспозицию нормы ст. 171 УК РФ Федеральным законом от 25.06.2002 № 72-ФЗ были внесены изменения, но этого не произошло с диспозицией ст. 172 УК РФ. Речь идет о том, что диспозиция ст. 171 УК РФ была расширена за счет таких действий, как “представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения”.

В 1997 г. было зарегистрировано 33, в 1998 г. - 79, в 1999 г. - 52, в 2000 г. - 79, в 2001 г. - 81 случай незаконной банковской деятельности, в 2002 г. — 34 случая таких преступлений. Для сравнения, в 1997 г. было зафиксировано 3 882, в 1998 г. - 5 306, в 1999 г.

- 6 415, в 2000 г. - 8 538, в 2001 г. - 7 428 случаев незаконного предпринимательства, в 2002 г. - 4 972 случая таких преступлений. Данные, характеризующие количество зарегистрированных случаев незаконной банковской деятельности, представлены в табл. 3.

Таблица 3. Статистика количества зарегистрированных случаев незаконной банковской деятельности

Год регистрации преступлений

Число зарегистрированных случаев незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ)

Удельный вес преступлений, предусмотренных ст. 172 УК РФ (в%)

Число зарегистрированных случаев незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ)

1997

33

0,85

3882

1998

79

1,47

5306

1999

52

0,80

6415

2000

79

0,92

8538

2001

81

1,08

7428

2002

34

0,68

4972

Сопоставляя приведенные выше статистические данные, необходимо отметить, что число зарегистрированных случаев незаконной банковской деятельности ежегодно в среднем составляет от 0,7 до 1,5 % от общего числа случаев незаконной предпринимательской деятельности. Всего же с 1997 по 2002 гг. было зарегистрировано 358 случаев незаконной банковской деятельности. Что свидетельствуют о сравнительной востребованности ст. 172 УК РФ. Аналогичные нормы существуют и в некоторых других странах, в частности УК КНР содержит ст. 174, устанавливающую ответственность за “самовольное... создание коммерческого банка или иной финансовой структуры”. Однако есть основания полагать, что с переходом на качественно новый уровень рыночных отношений исчезнет необходимость применения уголовных санкций в данной сфере правового регулирования.

Кстати, специальные статьи о незаконном предпринимательстве и незаконной банковской деятельности отсутствуют в уголовном законодательстве стран с развитой рыночной экономикой, например, подобные составы преступлений не содержатся в нормах УК США, Германии, Франции, Дании, Швеции и др.

Делая краткий вывод из изложенного выше, следует констатировать:

во-первых, государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности регулируются как общими, так и специальными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами; во-вторых, основным участником процедуры государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности является Банк России, который не является органом государственной власти; в-третьих, с марта 2004 г. данная процедура регламентируется, помимо прочих нормативных актов, Инструкцией ЦБ РФ “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности”, которой, в частности, устанавливаются 5 видов лицензий, выдаваемых банкам и небанковским кредитным организациям; в-четвертых, для большей эффективности процедур государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности государство устанавливает не только регулятивные, но и охранительные нормы в данной сфере, к каковой относится ст. 172 УК РФ, устанавливающая ответственность за незаконную банковскую деятельность.


Последнее на форуме

Регистрация за рубежом

Последнии статьи

Профильные ресурсы

Все права защищены © 2005 Normas.ru   ::    email: normas@normas.ru